Аналитические материалы
07.07.2017

Гостю место


Локализация становится инструментом формирования кластерной политики

В современной экономике, ориентированной на создание оптимальных условий для разработки и производства инноваций, кластеры представляют собой одну из наиболее перспективных форм кооперации науки, бизнеса и промышленности. Отличаясь гибкостью, адаптивностью и устойчивостью по отношению к различным изменениям экономической среды, в последние годы кластеры стали все чаще ассоциироваться с самим понятием инновационной экономики. Они формируются как целостные экосистемы, включающие в себя не только производящие инновационную продукцию предприятия, но также разрабатывающие ее научные организации, инвестиционные и банковские структуры и необходимую инфраструктуру.

Значительную роль в создании кластеров в большинстве стран играет государство. Даже в странах с высокоразвитой экономикой масштабность задачи построения крупных кластерных структур, высокая стоимость подобных проектов требуют участия государства в качестве первопроходца, поддерживающего кластерные инициативы бизнеса и разделяющего с ним специфические риски. Кроме того, важнейшей задачей государства совместно с ведущими экспертами выступает институционализация кластеров как части национальной инновационной и экономической систем. Без этого сложно говорить о нормальной интеграции кластеров в структуру современной экономики.

Не менее важной функцией государства является выработка кластерной политики. Под ней понимается единая система государственных и социальных механизмов поддержки как существующих кластеров, так и инициатив по их формированию. Целью кластерной политики является обеспечение достаточного уровня конкурентоспособности как отдельных предприятий, так и регионов, в которых они формируются. Именно поэтому в понимании региональных властей кластеры являются "точками роста" региональной экономики, обеспечивая высокие темпы создания и коммерциализации инноваций.

Кластерная политика различных государств существенно отличается друг от друга, ориентируясь на специфику нормативно-правовой базы, условия и принципы ведения бизнеса и специфические страновые риски. Так, к примеру, Германия, США и Шотландия закладывают в стимулирование кластерной интеграции значительные ресурсы, в то время как такие страны, как Франция и Россия, предпочитают целевой подход, предполагающий поддержку конкретных проектов по приоритетным направлениям развития технологий.

Успешными примерами реализации национальной кластерной политики можно назвать проведение отбора и формирование 25 пилотных инновационных территориальных кластеров в различных регионах России. В их число вошли, например, биофармацевтический кластер Новосибирской области, инновационный территориальный аэрокосмический кластер Самарской области, нефтехимический территориальный кластер в Башкортостане и др. Они сформировали опорную сеть кластеров, на примере которой стало возможным активное практическое применение кластерной политики и ее апробация для дальнейшего распространения на новые формируемые кластеры.

На практике применение кластерной политики происходит по двум основным направлениям: выработка мер поддержки и развития уже существующих кластеров; выявление и содействие формированию латентных и потенциальных кластеров. Предприятия латентного кластера в определенной степени взаимодействуют друг с другом, но существует возможность их дальнейшего организационного и экономического развития. Потенциальные кластеры включают в себя предприятия и организации, которые могут характеризоваться пространственной близостью и принадлежностью к одной или смежным отраслям. Их формирование - задача в первую очередь руководства региона, решающего ее на основе мер кластерной политики.

Одним из часто используемых методов выявления кластеров является использование коэффициентов локализации, позволяющих с достаточной степенью точности выявить потенциальные кластеры. Эти коэффициенты отражают отношение ключевых макроэкономических параметров региона или области к значениям тех же параметров на уровне государства. Получаемый в результате расчетов результат отражает степень локализации предприятий и организаций в регионе.

Например, коэффициент концентрации отражает соотношение веса занятых в определенной отрасли работников по региону по отношению к занятым в этой отрасли по всей стране. Индекс специализации производства рассчитывается как отношение удельного веса занятых в определенном промышленном секторе региона относительно удельного веса занятых в этом секторе на территории всего государства. Индекс индустриализации определяется как соотношение удельного веса совокупности работников промышленных предприятий региона и удельного веса работников промышленности по всей стране. Существует также и ряд иных коэффициентов локализации.

Выявляемые благодаря локализации образования предприятий и иных структур представляют собой очаги потенциального кластерного развития. Применение инструмента локализации позволяет не только выявить латентные и потенциальные кластеры, но также сформировать наглядное графическое представление этой информации для руководства региона. Области активного промышленного и инновационного развития, научно-промышленной, отраслевой и межотраслевой кооперации отражаются на карте региона, с тем чтобы предоставить его руководству возможность выработки различных сценариев применения кластерной политики к создаваемым структурам. Это позволяет формировать ориентированную на цели развития кластерную политику, основанную на дифференциации латентных и потенциальных кластеров. Сама же политика в этом случае должна обладать системностью, включая содействие технологической модернизации предприятий кластера, их кооперации с научными структурами, меры по стимулированию частных инвестиций, а также аспекты кадрового, территориального, инновационно-инвестиционного развития региона. Фокусируясь на задаче создания кластера, кластерная политика должна способствовать его органичной интеграции в экосистему региона. Подобная интеграция носит межсистемный характер и требует участия в формировании политики как руководства региона, так и ведущих экспертов в области кластерной экономики.

Cправка

По данным Российской кластерной обсерватории НИУ "Высшая школа экономики", сегодня в России действует 26 пилотных инновационных территориальных кластеров, а также более 125 промышленных кластеров, в которых работает более 1000 компаний с общим числом сотрудников более миллиона человек.

Кластерная политика в стране начала формироваться с 2008 года, когда Минэкономразвития России подготовило Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ. Центры кластерного развития были сформированы в 28 регионах. За 2010-2015 годы на поддержку их развития из федерального бюджета было выделено около 893 миллионов рублей.

Источник: https://rg.ru/2017/07/07/kak-formiruetsia-i-realizuetsia-klasternaia-politika.html



109316, г. Москва, Волгоградский проспект, д. 42 корп. 13
Телефон: +7 495 647 08 18
E-mail: office@technomoscow.ru

  • Следуйте за нами:

© 2013-2017. Все права защищены. Дизайн, разработка сайта - InterLabs