Новости правительства Москвы
20.02.2017

«Вечерняя Москва» выяснила, как регионы-доноры помогают отстающим областям


Три из четырех столичных предприятий работают с выгодой. Такой вывод сделали 19 февраля в «Аналитическом центре города Москвы».

Столица опередила регионы по этому показателю. Сухие цифры «Аналитического центра города Москвы», говорят о том, что свыше 84 процентов доходов столичного бюджета — это налоговые поступления. Развивать бизнес в Москве становится выгоднее. Эксперты отмечают рост прибыли крупных и средних компаний Москвы года на 4,6 процента. Что показательно: за прошедший год налог на прибыль организаций увеличился на 18 процентов, а это значит, что бизнес в Москве чувствует себя хорошо и готов к отдаче в виде поступлений в казну.

— Рост доходов города в 2016 году обеспечен стимулирующей функцией налоговой политики правительства Москвы. В частности, мотивацией бизнеса к легализации и развитием налоговых стимулов для увеличения предпринимательской активности, — сообщили в столичном Департаменте экономической политики и развития города.

— Значительный вклад в рост доходной части бюджета столицы внесли такие налоговые проекты, как внедрение патентной системы и введение торгового сбора, поэтапный переход к налогообложению недвижимости от кадастровой стоимости. При этом город не увеличивает налоговую нагрузку, а выравнивает условия налогообложения, привлекая к уплате налогов тех, кто раньше от этого уклонялся, – конкретизирует глава ведомства Владимир Ефимов.

При этом отмеченный рост доходов Москвы носит восстановительный характер и частично компенсирует потери предыдущих лет. Столице потребовалось пять лет, чтобы восстановить объем поступлений по налогу на прибыль, снизившийся в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков.

По итогам 2016 года Москва лишь сократила разрыв между темпами роста налоговых доходов города и остальных регионов страны, который начал формироваться в 2011 году. За это время рост доходов субъектов составил 46,8, а Москвы – 30,2 процента, соответственно.

Позитивная динамика стала возможной благодаря региональным полномочиям по получению доходов и оптимизации расходов. Москва реализует большой потенциал по выявлению объектов имущественного налогообложения, легализации бизнеса, привлечению инвестиций. Если говорить о расходах, то город осуществил реформу финансирования бюджетной сети, начал концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях. Кроме того, обеспечивается экономия при закупках, усиливается адресность социальных выплат.

Все эти меры позволяют городу в сложных экономических условиях развиваться, обеспечивать профицитность бюджета и выполнение социальных обязательств. Как итог: доходы московского бюджета в 2016 году выросли на 11 процентов, что в среднем на 3,5 процента больше, чем в других российских регионах.

Если вновь обратиться к цифрам, то мы увидим, что с 2011 по 2016 год число дефицитных регионов в стране выросло с 57 до 74, а к 2019, по экспертным оценкам, их будет 80. При этом неспособность отдельных регионов предпринимать меры для обеспечения устойчивости своих бюджетов очень больно ударяет по Москве и другим регионам-донорам.

— Рост долговой нагрузки – в пять раз за последние четыре года – и количества дефицитных регионов создает гигантское давление на все профицитные регионы в логике «отнять и поделить», — отмечал совсем недавно экс-министр московского правительства, а ныне губернатор Пермского края Максим Решетников. — С этого года на процент сокращена региональная часть налога на прибыль. Выпадающие доходы Москвы составят порядка 30 миллиардов рублей в год.

Реализация мер региональной политики, направленная на выравнивание бюджетной обеспеченности, по его мнению, должна носить двусторонний характер. В качестве встречных обязательств дотируемых субъектов должны применяться условия об увеличении налоговых доходов или оптимизации бюджетных расходов. Соответствующие возможности предусмотрены Бюджетным кодексом страны.

Однако за реализацию и использование полномочий, предоставленных федеральным правительством в последние годы, берутся далеко не все регионы. Это приводит к плачевному состоянию местных и региональных бюджетов, их дефициту, увеличению долговой нагрузки. Города и регионы с крепкими бюджетами в этой ситуации вынуждены выступать в роли «доноров».

И хотя долг российских регионов стабилизировался и будет снижаться, анонсированное сокращение программы бюджетных кредитов почти на 43 процента — с 350 до 200 миллиардов —может заставить регионы нарастить коммерческие займы. 2016-й год регионы закончили с дефицитом в 12,6 миллиарда рублей, оценили в Счетной палате. Поспособствуют ли ограничения на размер долга росту региональных доходов, покажет 2017-й.

— Улучшению структуры региональных финансов способствовала программа бюджетных кредитов. Но они не стабилизируют рост долга и не обеспечивают сбалансированность региональных бюджетов, — считают аудиторы.

Сокращать бюджетные и банковские кредиты и переходить к длинным облигационным займам советует регионам и Минфин. Но банковские кредиты продолжают оставаться наиболее востребованным рыночным инструментом, хотя в прошлом году впервые долг регионов перед федеральным бюджетом превысил займы перед коммерческими структурами.

— Финансировать дефицит бюджетов за счет коммерческого кредитования без понятных источников будущего погашения – не самый лучший вариант, — высказывалась глава Центробанка Эльвира Набиуллина.

Какой опыт в этой связи может продемонстрировать Москва? Во-первых, рачительное использование разных преференциальных режимов, когда налоги могут варьировать и стимулировать открытие новых производств. Это поспособствует увеличению эффективности работы бизнеса даже в условиях внешних санкций. 

Во-вторых, необходимо обеспечивать органы местного самоуправления большими финансовыми возможностями. Примером здесь могут стать столичные районы, финансирование которых в этом году еще подросло. Управам отдаются средства, полученные от платных парковок, торгового сбора и других источников доходов. Как итог: районы активнее занимаются внутренним развитием, собственным благоустройством. Те, кто отстают по получению средств, стараются подтянуться вслед за лидерами, нарастив внутренние источники получения финансов. Еще один плюс: открытость местного самоуправления достигается за счет регулярного приема граждан депутатами и сотрудниками муниципальных аппаратов, их участия в мероприятиях районного уровня, совместного обсуждения с жителями вопросов расходования денег.

В-третьих, развитие производств, предоставление им региональных льгот, помощь новым и потенциальным инвесторам при выборе площадок для строительства. В-четвертых, изыскание внутренних резервов: пересмотр налогооблагаемой базы, работа по новым направлениям. Например, новое предложение о сокращении имущественного налога в случае найма жилья, поможет и казну пополнить, и жителей поддержать. И в-четвертых, это ставка на своих горожан: оказание адресной помощи, привлечение людей на новые предприятия и в новые отрасли.

Подробнее: http://www.vm.ru/news/2017/02/20/vm-viyasnila-kak-regioni-donori-pomogayut-otstayushchim-oblastyam-355500.html




109316, г. Москва, Волгоградский проспект, д. 42 корп. 13
Телефон: +7 495 647 08 18
E-mail: office@technomoscow.ru

  • Следуйте за нами:

© 2013-2017. Все права защищены. Дизайн, разработка сайта - InterLabs